На рукодельных форумах в сети не одно десятилетие ведутся диспуты и баталии на тему идеальной посадки швейных изделий. Откуда этот зверь берется и с чем его едят? Уж сколько копий поломано, сколько слов и ругани друг на друга вылито, а споры все не прекращаются.
Самое распространенное мнение – это мысль о том, что идеальная посадка швейного изделия зависит от системы конструирования. Кто-то возносит до небес Мюллера и сына, кто-то поет дифирамбы итальянской методике. Одни с пеной у рта настаивают на американской, другие патриотично рубятся за российскую и готовы умереть за собрание сочинений ЦНИИШПа. Кто-то в крестовые походы ходит с именем европейской, и даже встречаются настоящие, истинные фанатичные швейные сектанты – идолопоклонники системы Любакс и приснопамятной швеи-мотористки Злачевской.
Все эти словесные войны, споры и конфронтации очень сильно напоминают войну тупоконечников с острокоечниками из небезызвестной книги Джонатана Свифта.
Я не стану спорить, что от качества конструкции зависит многое, но честно признаюсь, что ровным счетом по фигу всё равно по какой системе она построена. Если конструктор добился идеальной посадки швейного изделия с минимумом примерок и подгонок, а клиент пищит и прыгает от счастья – честь и хвала конструктору. Система, по которой он это изделие сконструировал, по большому счету не решает ничего. Ведь главное, чтобы костюмчик сидел, и к пуговицам претензий не было 🙂
Отвлекаясь на споры о выше перечисленном, практически 99,99 % спорщиков упускают из вида или вовсе не знают, что в вопросе качества конструкции правильно и точно снятые мерки и отточенность построения базовой конструкции – вопрос вторичный.
- Главную и решающую роль в дизайне, конструировании и моделировании одежды имеют три основных критерия, которые должен учитывать конструктор, портной и дизайнер одежды. Этими основополагающими критериями являются осанка, пропорции и телосложение. Коротко остановимся на каждом из них.
- Почти наверняка на первый взгляд хорошо сидящее платье окажется не таким уж хорошо сидящим.
- Вот почему сшитая по журналам одежда плохо сидит. И это первое о чем не знает храбрый портняжка.
- Из каждого правила бывают исключения.
- И это второй вопрос, о котором не знает храбрый портняжка.
Главную и решающую роль в дизайне, конструировании и моделировании одежды имеют три основных критерия, которые должен учитывать конструктор, портной и дизайнер одежды. Этими основополагающими критериями являются осанка, пропорции и телосложение. Коротко остановимся на каждом из них.
Нигде на всем белом свете вы никогда не найдете двух одинаковых фигур, не найдете идеальной симметрии в пропорциях этих фигур и однотипных морфологических признаков. Даже на сестрах-близнецах, имеющих одинаковые размерные значения, одно и то же платье будет сидеть по-разному. Каждый клиент для дизайнера одежды – это чистый лист, на котором ему предстоит создать единственный и неповторимый шедевр.
Не возможно купить идеальную одежду в массмаркете, даже если вы пришли ее искать в самых дорогих бутиках самых известных модных домов.
Одежда в массмаркете не рассчитана на что-то менее идеальное, чем пластиковый манекен.
У такого манекена всегда четкая осанка, идеальные пропорции, идеальное сложение, идеальные размерные признаки, идеальный рост…
У манекена не бывает отклонений от стандартов, ему не требуется нижнее, а тем более корректирующее белье, у него идеальная форма груди и грудь не подвержена силе земного притяжения, у него всегда отсутствует выступ живота, даже если он 58 размера, ибо манекену не свойственно злоупотреблять вкусняшками, и полимер внутри него распределяется идеально равномерно, в отличие от разного рода складочек жирка на пузиках и попах живых людей. И вообще ему, заразе, в жизни повезло.
В связи со всем перечисленным и, возможно, чем-то даже упущенным мною из виду, одежда из массмаркета всегда, во всех случаях без исключения требует хотя бы минимальной подгонки и переделки.
Другое дело индивидуальный пошив, когда мы шьем одежду на конкретную фигуру. Конкретная фигура редко не знает, чего она точно хочет, и уж совсем понятно, что хочет она, чтобы сшитый на нее костюм был не только уникальным с точки зрения дизайна, не только выглядел элегантно, но и сидел как влитой, подчеркивая все достоинства и скрывая недостатки.
И до того, как опытный конструктор приступает к снятию основных мерок и построению базовой конструкции будущего изделия, он обращает внимание на осанку клиента.
Осанка – это привычное положение тела в состоянии покоя и в движении, она является величиной постоянной, формируется в детстве и юности, и не меняется в течение всей нашей жизни. Осанка определяет привычное положение корпуса и линию спины. Правильное определение типа осанки при разработке конструкции швейного изделия позволяет еще до момента построения учесть нужный коэффициент и в дальнейшем избежать появления сложных и трудно исправимых дефектов при пошиве изделия.
Не зависимо от того, в каком состоянии находится человек – сидит он, бежит или идет, величина изгибов позвоночника остается неизменной.
Обратите внимание на окружающих вас людей, рассмотрите их одежду подробно. Большинство из нас редко обращается к услугам портного и предпочитает покупку готовой одежды на свой вкус и кошелек. И мало кто из нас имеет идеальную осанку…
Почти наверняка на первый взгляд хорошо сидящее платье окажется не таким уж хорошо сидящим.
При сидении линия талии может отправиться гулять по окрестностям и устремиться в сторону лопаток, подтягивая вверх за собой подол куда-то в район подмышек. При ходьбе или стоянии на спинке платья ниже лопаток вполне может пузыриться излишек ткани, а в области лопаток и по линии плеч наоборот излишне тянуть…
Да и вы сами хотя бы раз встречали в своей жизни юбку, описывающую при ходьбе вокруг вас замысловатую орбиту, съезжающие с нужного места брюки, жакет, в котором можно только стоять, держа руки по швам и т.п. Все выше перечисленное – это ошибки конструкции, построенной без учета типа осанки.
Этот критерий не учитывается при разработке швейных изделий в массмаркете и при разработке выкроек в модных журналах, посвященных шитью – все размерные параметры и в том, и в другом случае имеют усредненные значения.
Вот почему сшитая по журналам одежда плохо сидит. И это первое о чем не знает храбрый портняжка.
В зависимости от типа осанки различают три типа фигур – сутулую, перегибистую и нормальную.
Сутулая фигура имеет ярко выраженную округлость верхней части спины, достаточно сильно выступающие лопатки, наклоненные вперед плечи, небольшой прогиб в талии. Для этой фигуры характерна увеличенная ширина спины и уменьшенная ширина груди. При построении конструкции на сутулую фигуру следует учитывать, что значение мерки Дст (длина спины до талии) будет иметь слегка увеличенное значение, а значение мерки Дтс (длина талии спереди) слегка уменьшится.
Перегибистая фигура – это фигура, отличающаяся отведенными назад плечами, большим прогибом в талии, большей шириной груди и меньшим значением ширины спины. Мерка Дст для такой фигуры имеет уменьшенное значение, а мерка Дтс увеличенное.
Для нормальной фигуры все размерные показатели имеют среднее значение. Обладатели фигуры с нормальной осанкой – это те счастливчики, которым довольно просто подобрать себе готовую одежду или сшить ее по готовым выкройкам.
Для определения типа осанки требуется вычисление коэффициента Пк (положение корпуса). Для измерения величины Пк прикладываем к лопаткам лист плотного картона и измеряем расстояние от края листа до 7го шейного позвонка (наиболее выступающей точки позвоночника). Если величина Пк равна 7-9 см, то фигура сутулая; если Пк равно 5-7 см, то фигура нормальная; если же значение Пк 3-5 см, то фигура перегибистая.
Но одного знания об осанке для построения качественной конструкции швейного изделия не достаточно. При индивидуальном пошиве одежды важно учесть и такой показатель как пропорциональность и изящество.
В отличие от осанки, которая является величиной постоянной и устойчивой, то пропорции штука изменчивая и не постоянная. Пропорции меняются не только с ростом и возрастом, но и под воздействием множества внешних и внутренних факторов. К тому же пропорции женских и мужских фигур совершенно различны. Эта разница характеризуется соотношением ширины плеч и таза – у женщин, как правило, ширина плеч меньше ширины таза, а у мужчин наоборот.
Из каждого правила бывают исключения.
И у мужчин и у женщин встречаются фигуры, у которых ширина плеч равна ширине таза или же центр тела смещен вверх или вниз (длинноногие и коротконогие фигуры) и т.д.
В таких случаях задача модельера-дизайнера правильно подобрать фасон и форму одежды с учетом особенностей пропорций фигуры клиента, чтобы визуально скорректировать недостатки и создать определенный визуальный эффект.
Я думаю, что несказанно удивлю вас, если скажу, что при построении конструкции швейного изделия пропорциональность фигуры и ее изящество можно рассчитать по формуле.
И это второй вопрос, о котором не знает храбрый портняжка.
Формула расчета пропорциональности фигуры выглядит так:
П =Об : (Ои + Оп + Ош)
Где Об – обхват бедра под ягодичной мышцей, Ои – обхват икры, Оп – обхват плеча, Ош – обхват шеи.
Показатель пропорциональности для женщин должен варьироваться от 0,54 до 0,62, а для мужчин от 0,46 до 0,52
Изящество фигуры рассчитывается по формуле:
И = (Ог III – От) : (2 х Ои – Об)
Показатель изящества для женщин должен варьироваться от 1 до 4, а для мужчин быть меньше 1.
Теперь поговорим о телосложении. Я не буду долго и утомительно расписывать все типы фигур, на эту тему и без меня написана масса научных, ненаучных и практических трудов.
Коротко остановлюсь на том, что же такое телосложение и укажу основные типы фигур.
Согласно определению телосложение – это физиолого-анатомическая характеристика тела человека, касающаяся строения, формы и степени развития мягких тканей.
Проще говоря, телосложение – это то, как по нашей тленной тушке распределились рельефы мышц и куда отложились наши хомячьи запасы в виде жирка.
Мужчин принято делить на три типа телосложения: грудной, мускульный и брюшной.
Грудной тип обладает сутулой спиной, впалым животом, невыраженной мускулатурой и небольшим количеством подкожно-жировой клетчатки. Ак правило у мужчин такого типа достаточно высокий рост, длинные ноги и руки. Частенько конечности могут быть непропорционально длинными.
Мускульный тип обладает ярко выраженным мышечным рельефом, очень небольшим или умеренным количеством подкожно-жировой клетчатки, хорошей осанкой. Рост у такого типа фигур может варьироваться от небольшого до очень высокого.
Брюшной тип – это толстенький мужчина-яблочко. Ак правило такие фигуры имеют очень невыраженный мышечный рельеф и большое количество подкожно-жировой клетчатки. Это обладатели красивого, большого, выпуклого «пивного пузика», чаще всего имеющие пропорции по женскому типу.
Женские типы названиями не обладают и делятся на четыре типа.
Первый тип – это те женщины, у кого распределение мягких тканей и подкожно-жировой клетчатки достаточно равномерно. Это могут быть как очень худенькие женщины, так и нормального телосложения и очень полные. Если немного углубиться в стилистику, то этому тпу соответствует фигура «песочные часы».
Второй тип делится на два подтипа. И у того и у другого распределение подкожно-жировой клетчатки неравномерно. Все лишнее накапливается либо выше линии талии (фигура типа «яблоко»), либо ниже (фигура типа «груша»)
Третий тип самый невезучий. У этого типа все излишне накопленное по телу не распределяется, а локализуется в одном проблемном месте – это либо туловище, либо конечности. И в том и в другом случае пропорции тела имеют не очень красивый вид. Например, женщины с излишками на туловище в купальнике или нижнем белье выглядят как очень пухлые маленькие девочки.
И последний, четвертый тип – это женщины, у которых наблюдается повышенное отложение подкожно-жировой клетчатки на отдельных участках тела. К примеру, достаточно стройная женщина, имеющая размерные показатели 42-44 размера может носить брюки или юбку 50 го из-за ярко-выраженной линии галифе.
Данная статья при должном ее применении позволит вам избежать массы трудностей при построении конструкций швейных изделий. Как базовых, так и при моделировании изделия на базовой основе.
А знание морфологических признаков фигуры поможет не запутаться в ассортименте модного магазина и выбрать оптимальный фасон или сконструировать собственное дизайнерское швейное изделие подходящего вам формы.
Желаю вам и вашим клиентам всегда выглядеть стильно, модно, красиво и элегантно.
__
Всегда ваша, Катя Че
Ещё больше полезного в моих соцсетях, подписывайтесь:
Спасибо за познавательную статью!
Спустя несколько лет работы в швейной отрасли конструктором,закройщиком и швеей понимаю,что нам вообще нихрена не дали в институте и это очень печально.
Помню,ругалась с преподавателем по конструированию и спорили,что то,что в итоге получается по той методике,сидеть не будет вообще и макет это доказывал. Но,как вы и сказали,педагог была готова умереть за собрание сочинений цниишпа)
Спасибо вам за такую статью, очень позновательно, особенно про изящество фигуры, когда я училась нам многое не дали.
Благодарю за урок теории. Теперь бы на практике посмотреть, как это работает. Читала и представляла, кто будет мне помогать мои замеры делать… Формулы увидела впервые. В школе мы, девочки, на себя шили. Разница была выше-ниже, полная-худая. А к 50-ти годам нужна формула “изогнутости и выпуклости”))))
Катя! Спасибо за статью. У меня вопрос : ЗАЧЕМ шить вещь и подчёркивать все недостатки яблок, груш, скалиозов и всех диабетиков и всех остальных “типов” ? Надо же всё скрывать, пусть будут все стройненькие, красивенькие, счастливенькие ! Я так считаю.
Катя, благодарю Вас, очень подробная. и полезная информация
Первый раз услышала об этих формулах. Хотелось бы узнать, как наделе можно применять эти знания.
Полезная информация! Четко определила свой тип!))
спасибо. Про формулу пропорциональности знала. А вот формула изящности это для меня открытие. Теперь бы узнать как её применять.
Спасибо. Всегда интересно и полезно читать такие статьи .
Больщое спасибо, особенно за формулы!
Спасибо. Все понятно, доступно и полезно.
Спасибо! Очень информационно и доступн!
Спасибо за ценную информацию, очень важно это знать
Спасибки, буду применять на практике, своих знаний всегда мало ????.
Большое спасибо за статью, особенно формулы, для меня это откровение.Теперь бы научиться применять на практике.
Спасибо, большое! очень занятно написано и познавательно!!!
Пожалуйста! Надеемся, что эти знания Вы будете применять на практике)))
Очень,благодарна такой познавательной информации
Очень,познавательно.
Благодарю, очень интересно, особенно формулы. Надо записать!
Пожалуйста????
Вот это статья!!! Для меня она – просто бомба. Неожиданным были формулы расчета пропорциональности и изящества фигуры. Спасибо огромное за моё просвещение в мире шитья!
Спасибо! Очень полезно!
Интересная статья! Спасибо!
Пожалуйста!
Я ДАВНО ПОНЯЛА, ЧТО ТОЛЬКО ПО СВОИМ ВЫКРОЙКАМ НАДО ШИТЬ.
Да, формулы это круто! Уже точно нать заводить блокнот, дырявая гАлАва имеет текучий через ушья моСк ????
Здравствуйте! Рады помочь в приобретении новых знаний)
Ой, я прям забоялась такого сложносерьезного подхода. Теперь даже и не знаю, продолжать шить или ” а ну его-всеравно не одолеть”.
Наталья, не бойтесь! У Вас все получится!
Это уже уроки в школе. Конспектирую. Спасибо. Особенно за формулы. Ещё бы научиться применять их в реальной жизни.
Здравствуйте, Ирина!
Вы научитесь всё применять))) стоит только начать)
Познавательно, особенно формулы удивили. Теперь бы понять как их практически использовать
Огромное спасибо,очень много для себя интересное открыла
Пожалуйста!
Рады, что информация была для вас полезной.
Статья- огонь!????????????Формулы увидела впервые, даже не слышала о них… Всё просто и чётко разъяснили.
Очень полезный материал. Буду применять. Спасибо!
Пожалуйста! Надеемся, что в деле Вам пригодится)
Я сейчас читаю и Поняла, что все это нужно изучать на вроках ОБЖ в школе, а там тупо сидят и немонятно что учат.
Катя, спасибо огромное! Очень полезно, мозг в печатном виде быстрее воспринимает, хотя видео про осанку слушала уже не раз. А здесь магия формул! Спасибо
Спасибо, приму к сведению. Есть у меня очень интересные фигуры ,как с сними справиться буду узнавать у Вас.
Огромное спасиб! Только сейчас поняла сколько накосячила, прежде чем узнала что и от чего.Ато вродибы все правильно меряешь, шьёшь, а что-то не то. И не понимала в чём проблема, пока не прочитала. Спасибо ещё раз.
Очень полезно, спасибо
Спасибо большое за статью, как раз во время. Решилась первый раз сегодня сшить на себя платье футляр. И как раз размышляла над тем, почему у меня на спинке изделия образовался горб. Теперь понятно почему. Вроде и по выкройке замеряла до сантиметра все сходилось. Швея из меня еще та)) На маленькую доченьку легче шить))
Катя, спасибо за интересную информацию, т.к.я швея ооочень начинающая, то для меня вся эта информация была прям открытием, особенно про осанку!
Может для опытных – повторение, а вот для меня самоучки – очень поучительная статья. Спасибо.
Повторение-мать учение! Мы это проходили в колледже на первом курсе. Спасибо нашему преподавателю по конструированию я тогда узнала что у меня перегибистая осанка и как нужно корректировать лекала.
Спасибо за информацию, впервые вижу эти формулы, интересно!
Так много информации для начинающих швей, но впервые я читаю действительно дельную, нужную информацию. Спасибо за Вашу группу.