Мне не раз приходилось слышать от своих студентов вопли:
ой, мама дорогая, я не смогу, я не умею шить, я не знаю с какой стороны подойти к швейной машинке, я все буду только портить, ужас-ужас.
Надо сказать, что подобное явление среди наших нулевичков не редкость.
Поначалу я удивлялась. Ну как можно бояться шить? Швейная машинка не может подкараулить тебя в темном переулке, стукнуть по голове, утащить в подвал и насильно заставить там пошивать паленые джинсы марки Д&Г («Дорого & Глупо») за еду. Катушка ниток не может посмотреть тебе в глаза и угрюмо сказать : «Бу!». Иголки не могут впиться в палец и начать сосать кровь? как пиявки…
А потом я вспомнила собственную историю из жизни. И теперь практикую ее в качестве психотерапии для своих бояк.
Сейчас в школьной программе отсутствует такой урок, как урок труда. У наших мам и бабушек это называлось уроком домоводства.
Моя дочь-подросток учится сейчас в восьмом классе и то, что раньше было уроками труда, сейчас называется Технологией.
На мой взгляд, Технология – это совершенно бесполезная фигня и пустая трата времени детей и нервов родителей.
Все, чему научили моего детеныша за восемь лет в школе – это делать бутерброды с колбасой, клеить дурацкие аппликации, неправильно вышивать крестиком, переводить клей и салфетки на что-то страшное, что называется декупаж.
Кстати мальчики от девочек отдельно не занимаются и делают все то же самое – от бутербродов до декупажа. Практического смысла в таких навыках я не вижу.
Вот мы-то в наше время на уроках труда борщи варили и шить учились. А мальчики наши были способны из неструганной чурки выстругать молоток, да собрать табурет.
- Собственно с табурета моя история и началась…
- А потом пришло время шить. Шить фартук.
- «Аааааааааа-хны-хны-хны!!!!» — громко стенала советская пионерка и отличница Катя.
- С тех пор трудовичка не требовала от меня кройки и шитья.
- Подумать о том, что начну впоследствии сама учить шитью кого-то, я тем более не могла.
- Чуть больше, чем за полгода, я освоила все необходимые навыки.
Собственно с табурета моя история и началась…
В четвертом классе, придя на первый урок труда, я упала со школьного табурета и ударилась лицом об угол парты, после чего не одну неделю проходила по школе с прекрасным иссиня-черным фонарем под глазом.
На уроках приготовления пищи я то резала пальцы, то обжигалась кипятком, и даже умудрилась вывихнуть палец.
О том, что от дежурства по классу, когда нужно было мыть полы, я линяла с завидной регулярностью – я вообще умолчу. В целом все мое существо вопило о том, что домашнее хозяйство – это что-то нечеловечески не мое.
А потом пришло время шить. Шить фартук.
Думаю не надо объяснять никому, что такое фартук с точки зрения швейной конструкции? Если кто не в курсе, то это – три полоски ткани на пояс и бретельки да два квадрата на подол и нагрудник. Иногда добавляются еще два квадрата на кармашки, но это уже из области дизайна.
Шили мы на бытовых швейных машинах «Подольск». И первой сшитой мною деталью фартука был мой собственный, аккуратно прошитый на машинке, красивыми белыми нитками безымянный палец, который только что вышел с больничного после вывиха, полученного при приготовлении борща.
Таких виртуозных матюгов, как от учительницы труда я не слышала даже у отца в военном училище…
Фартук никак не хотел мне даваться. Я не понимала, что такое долевая и уток, почему кроить надо именно по долевой. Почему прямоугольники для фартука не равносторонние. Зачем, как и куда пришивать пояс, волан и рюши. А в качестве консультаций к своему непониманию я получала только громкий ор учительницы. Наивысшей похвалой из ее уст было выражение: «Катя, ты тупая ослина, ты никогда не научишься шить и не выйдешь замуж!».
На том бы и закончить эту печальную историю, если бы она не получила продолжения.
По итогам года в табеле с оценками, у меня, советской пионэрки и со всех сторон отличницы, красовалась большая, жирная, красного цвета двойка по труду.
Тогда это называлось «остаться на осень», почему на осень не знаю, но грозило это приготовлением борща и пошиванием фартука все лето. Танцы, бублики, турбаза и Крым грозили отмениться насовсем.
В горе и рыданиях я пошла просить помощи у гордых женщин своего рода. Все они — и бабушка, и мама и тетушка моя имели тягу к рукоделию и умели своими руками делать все. Но шить не умела ни одна.
«Аааааааааа-хны-хны-хны!!!!» — громко стенала советская пионерка и отличница Катя.
Но гордые женщины моего рода спасли положение и предложили мне фартук связать. Вязать к тому времени я умела хорошо и быстро.
Чтобы вы понимали скорость – утром я могла ходить в юбке, а за вечер перевязать ее в симпатичный берет, а на следующий день снова в юбку.
Взяв клубочки и крючок фартук я связала, как и положено с бретелями, воланом и карманами. Даже цветочк из остатков приляпухала. И понесла в школу отчитываться, радостная от предчувствия летней свободы.
Но учительница не поверила, что фартук крючком – это моих рук дело. И мне пришлось доказывать обратное, вязать еще один в ее присутствии прямо в школе…
С тех пор трудовичка не требовала от меня кройки и шитья.
В то время, когда остальные девочки постигали азы домоводства, я мирно вязала себе в углу.
И все программные вещи – и фартук, и ночная сорочка, и юбка мной были связаны, а не сшиты. И даже несколько моих внеклассных работ трудовичкой возились на какие-то межшкольные городские выставки. Но ее же стараниями всякая охота шить у меня отвалилась, кажется, навсегда.
На этом мои отношения с шитьем прекратились на многие годы. Всё это время я предпочитала покупать готовую одежду в магазинах.
Были даже попытки что-то сшить на заказ в ателье и у портных-надомников, но с ними мне не везло, и все без исключения такие попытки закончились вещами, носить которые невозможно по причине рукожопости портных и конструкторов.
Желание снова начать учиться шить пришло ко мне много позже, я бы сказала – оооочень поздно, и никак не предполагало, что в дальнейшем это станет моей профессией.
Подумать о том, что начну впоследствии сама учить шитью кого-то, я тем более не могла.
Но и тут мне повезло не сразу. Перебрав кучу школ дизайна, где в направлении «дизайн одежды» не дают даже минимального представления о конструировании, моделировании и шитье, и уверяют, что дизайнер не должен уметь шить и рисовать, я хотела уже снова отказаться от приобретения портновских навыков. Пока не нашла вполне обычные курсы с достойным преподавателем…
Моя наставница была практически моей ровесницей и большой противоположностью моей учительнице труда.
На меня никто не орал, не называл меня тупой и не оставлял на осень. Мне подробно, что называется на пальцах, давались сначала самые азы, а потом и более продвинутые материалы.
Чуть больше, чем за полгода, я освоила все необходимые навыки.
Первый заказ я получила через полтора месяца после поступления на курсы — я сшила юбку подруге, подруга привела мне свою знакомую, и мы сшили юбку ей.
Потихоньку стало работать сарафанное радио, и у меня появились более серьезные заказы.
Первое свадебное платье с корсетом и кринолином я сшила на заказ еще не закончив учебу.
А когда учеба закончилась, я отшила свою первую коллекцию и показала ее на маленьком конкурсе для начинающих портных-любителей.
Эту коллекцию у меня раскупили сразу на показе. И даже написали обо мне и конкурсе в журнале маленькую статью.
Я лопалась от гордости и всей этой красотой на ближайшей же встрече выпускников не преминула похвастаться той самой трудовичке 🙂
Был у меня и негативный опыт, когда заказчицам не нравились мои работы, а коллекции никак не хотели продаваться.
Пару раз из собственной самонадеянности я портила ткань заказчиц, и мне приходилось докупать ее за свой счет и перешивать снова. И такое бывало.
От ошибок не застрахован никто – ни новичок, ни опытный портной.
Отвлекаясь от темы шитья, хочу привести еще один пример.
В Подмосковье многие годы существует интернат для детей-инвалидов. Он ничем не отличался бы от сотен других таких же детских домов, если бы не особенные дети. Все без исключения детки там от рождения слепо-глухо-немые.
И есть там преподаватели и воспитатели, которые не смотря на сложность инвалидности своих подопечных, трудные условия и очень маленькие зарплаты, разработали собственную методику адаптации детей.
Эти детки не только учатся обслуживать себя. Трудно поверить, но все они умеют вязать! Причем вязать не только простенькие вещи, но и вполне серьезные изделия и даже из цветной пряжи.
Завершая эту статью хочу сказать, что и мой личный опыт, и опыт других людей, не раз показал, что бояться шить – это все равно, что бояться катушки ниток, буркнувшей угрюмо: «Бу!». Шить могут научиться все без исключения, в любом возрасте и при любых условиях. Было бы желание.
Желаю вам успехов, зайцы мои! Никогда и ничего не бойтесь – у вас обязательно получится все, что вы хотите
Всегда ваша, Катя Че
__
Всегда ваша, Катя Че
Ещё больше полезного в моих соцсетях, подписывайтесь:
Шить не боюсь! Всегда понимаю, что всегда буду в выигрыше, даже если загублю ткань. Для меня важнее опыт….
Никогда не боялась кроить и шить. Первое знакомство с машинкой было лет в семь. Такая зелёненькая электрическая Волга. Мама наволочки и простыни на ней шила. Ну оставила на столе, как я себе пальцы не пришила не знаю. Зато в школе на трудах без проблем шила. И благодаря учительнице стала себе шить, первое платье в седьмом классе. Но что бы шить на заказ даже не думала об этом, да и считала что моих знаний не достаточно. Вот теперь благодоря Кати хочется продвигаться. Спасибо.
Да раньше учили шить и готовить ,мне нравилось шить в школе.Потом пыталась шить по книгам, забросила так как половину не понимала.Больше всего нравилось строить выкройки по меркам.Сейчас наткнулась на вашу школу, ваша подача материала мне понравилась.Я хочу попробовать снова.Благо сейчас можно купить любой материал .Было бы желание.
Катя, прочитала статью и сама себе поразилась- я ведь на уроках труда в школе шила! Сидела и вспоминала, а что же там было? Фартук точно помню, сорочку вроде шила, но я их не носила никогда, поэтому в использовании не уверена. А вот юбку и платье пыталась придумать какие то совершенно невообразимые, но отсутствие опыта в моделировании привело к результата весьма плачевным. Зачет мне поставили по ним за намерения, так сказать.Может, поэтому я и предпочла забыть, что когда то шила…Буду учиться по-новой!
Читаю, как увлекательную книгу, истории про Катю. В них столько очень разного опыта. После такого своё ” меня может не получиться” действительно бледнеет и уходит в закат)
Действительно, что, кроме испорченной (и то ведь не факт!) ткани меня может ждать? Опыт!))
Екатерина, смех сквозь слезы… Аж настроение поднялось. Очень нравится ваша подача материала с юмором. Хотя тема по сути печальная (о горе препадах и загубленной системе образования) да и о страхах. А ведь и вправду, чего бояться-то. Да еще после жизненных примеров ваших и девушек в коммментах. Всё я храбрая портняжка))
Екатерина, чем больше читаю Ваши статьи ,тем больше восхищаюсь Вами. А эту исповедь показала дочери (12 лет). Прямо как будто про неё. Только палец она ломала при изготовлении вазы из пластиковой бутылки, а при готовке резалась не раз. И учитель такая же “понимающая” . И вместо вязания она рисует. Уж очень она переживала из-за своей неуклюжести, а теперь сказала, что будет ждать “разумного учителя”. Это цитата.
Если есть проверенная базовая выкройка, то кроить совсем даже и не страшно) Как-то увидев красивую сорочечную ткань решила сшить мужу рубашку (швейного образования нет, иногда шью по готовым выкройкам себе). В итоге вышло довольно неплохо. Теперь шью мужу рубашки разного калибра – мне процесс нравится (и рукоделием занята, и мужа в это время ничем не тираню, и мерить на себя не надо), и муж гордится мной (всем на работе хвалится, какая у него заботливая жена). В общем, польза для всех.
Я боюсь раскроя. Боюсь испортить ткань. Из лоскутов шью, мужскую рубашку перекраивала под себя (правда потом ходила весь день расстроенная), а вот уже до ума доводила ее моя мама.
У меня было в точности, как в Вашей статье – ну кроме скорости вязания) Фартук я перешивала раз 5, угробив невероятное количество бабушкиной ткани. Юбку и сорочку я миновала на больничном. В 23 прошла курсы, купила машинку. Шить понравилось, даже очень, накупила отрезов ткани.. и стало страшно. Вспомнились слова учительницы – тебе к машинке лучше близко не подходить. Стали руки тряститсь, не могу ровную строчку положить( прям беда.
Я тоже очень боюсь а еще с детства мне всегда говорили ты косая не можешь очертить прямые линии и страх остался до сих пор аж жуть какая то не могу избавится, но всем назло пытаюсь)